Википедия говорит, что термин «карьера» происходит от латинского carrus — телега, повозка и итальянского carriera — бег, жизненный путь, поприще — успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице. Малый энциклопедический словарь 1907 даёт такое определение карьере: «Карьера (слово французского происхождения) — быстрый успех на службе и другом поприще». Но каждый из нас, под словом карьера, подразумевает что-то свое: продвижение по служебной лестнице, увеличение оклада, посещение тренингов или семинаров, и т.д. Перед тем как говорить о карьере предлагаю разобраться что такое нормальная поэтапная карьера. Понимая все ее ступени будет проще разобраться, как планировать собственную карьеру. Или как исправить, если что-то пошло не так.
Часто профессиональную карьеру изображают в виде лестницы. И это делают не просто так. Ведь каждая ступень карьерной лестницы — это не только очередной этап, связанный с увеличением объема знаний и уровнем развития тех или иных навыков, но и очередной уровень удовлетворения наших потребностей. Говоря о потребностях, я имею в виду именно ту пресловутую и всем надоевшую пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Давайте же рассмотрим всё подробнее.
Окончив вуз, выпускник приходит в организацию и обычно начинает свой путь с самой низкой иерархической ступени – он становится СТАЖЕРОМ. У него еще недостаточно знаний и навыков (если быть честным), чтобы выполнять работу на уровне более опытных коллег. Поэтому для него важно, чтобы работа была максимально структурирована (описан алгоритм выполнения задач и объемов этих задач) и четко соответствовала его договоренностям с работодателем. Находясь на нижней ступени пирамиды Маслоу, для выпускника важно четкое соблюдение временных и денежных условий. Потому что для него актуально удовлетворение «естественных потребностей». Будучи стажером о карьере, как правило, говорят только амбициозные люди или те, кто не в состоянии осознать объем необходимых усилий для построения этой карьеры.
Проработав некоторое время и удовлетворив свои естественные потребности, сотрудник становится благодарен компании за то, что его усилия оцениваются и поощряются (естественно, при условии, что компания выполнила все взятые на себя обязательства). И так, естественным путем, работник подымается на следующую ступень карьерной лестницы. Он становиться ПАТРИОТОМ. Так как у патриота уже удовлетворены базовые потребности (ему уже не так важны деньги), он переходит на следующую ступень пирамиды Маслоу, на уровень социальных потребностей. На данном этапе устанавливаются прочные коммуникации с остальными сотрудниками, чтобы прочно влиться и стать неотъемлемой частью коллектива. А становясь частью команды работник принимает и корпоративную культуру организации: поддерживает и защищает ее. Согласно исследованию REFA, патриоты – это основная часть любой организации (я сейчас имею ввиду кривую нормального распределения Гаусса). Именно они составляют ядро, разделяют цели организации, готовы беспрекословно следовать за своим лидером, а еще регулярно выполняют плановые показатели. И здесь, на этой ступени, заканчивается правило 10 000 часов. Работник достигает профессионального мастерства и 50% таких сотрудников навсегда остаются на этой ступени своего карьерного развития. В дальнейшем их карьера развивается горизонтально: постепенно и неспеша.
Если вас все же не отпускают карьерные амбиции, вы жаждете развиваться дальше, то вы переходите на следующую ступень. Вы становитесь ПРОФЕССИОНАЛОМ. Это не значит, что до этого вы были плохим работником, недопрофессионалом. Нет. Просто на данном этапе вам претят старые схемы и методы работы, вы начинаете видеть новые возможности оптимизации и рационализации. Вы начинаете осознавать, что многого еще не знаете, чтобы внедрять новые идеи, и начинаете активно обучаться: ходить на внешние семинары и тренинги (внутренних уже недостаточно). То есть собираете все знания и технологии, имеющиеся в данной отрасли (некоторые сотрудники, именно на этом этапе, вообще пойдут за вторым высшим образованием). Если руководство заметило это, оно обязательно подсунет вам новые сложные задачи и проекты. Вы же в свою очередь начинаете ожидать от компании уважения и признания. Как вы заметили, активно развиваясь вы начали удовлетворять следующую свою потребность — потребность в саморазвитии (потребность в уважении и признании, как это описано в большинстве интернет-источников).
Однако, вершиной карьеры считается достижение руководящих должностей. И жажда власти приводит сотрудника к следующей карьерной ступени – ХОЗЯИН. Такой работник дословно стремится быть хозяином своего бизнес-процесса, брать на себя больше ответственности и иметь последователей (то есть учеников). На этой ступени он готов больше отдавать знаний, чем брать (в отличие от Профессионала). Становясь крепким Хозяином, вы удовлетворяете потребность в самоактуализации (согласно Маслоу). И здесь профессиональное развитие может быть в двух направлениях: на руководящие должности более высокого уровня или в собственный бизнес.
Естественно, что в данной статье я лишь кратко осветил самые важные моменты в модели карьерной лестницы. Но думаю, что смог донести те изменения, которые происходят с нашей личностью, и разницу в доминирующих потребностях и ценностях на каждом этапе этого долгого, но захватывающего пути. И хотя данная модель изначально разработана для внедрения в организациях с целью грамотного построения системы обучения и развития сотрудников, надеюсь, она поможет молодым специалистам сформировать персональный карьерный план, а возрастным сотрудникам (ищущим работу) поможет осознать, где они сейчас находятся и куда им дальше двигаться.
Знание модели карьерных лестниц в Европе является основным требованием к Специалисту по обучению. Однако, в существующие стандарты профессионального обучения по HR-специальности у нас не входит. Наши консультации и обучение для HR-специалистов помогут Вам глубже понять систему построения карьерных лестниц в организации. В процессе обучения вы получите не только дополнительный объем теоретических знаний и навыков по данной теме, но и освоите набор практических инструментов для идентификации сотрудников и построения карьерных лестниц (или Карты карьерного маршрута) для различных категорий персонала.
