В детстве мы мечтали стать космонавтами, врачами или учителями. Но мечты многих из нас так и не стали реальность. Почему так произошло? Давайте вместе разберемся на примере исследования HeadHunter.

Согласно результатам исследования, проведенного HeadHunter, только 5% людей работают в профессии, о которой они мечтали в детстве. У 17% профессия частично совпадает с их мечтой, и уже в 25 лет 61% респондентов намерены сменить свою работу.

Частыми причинами смены профессии, как показывает практика, является несовпадение ведущих способностей человека с его профессиональным выбором. Из всех элементов структуры личности именно способности определяют успешность деятельности человека в определенной профессии. Развитие способностей происходит на основе задатков (врожденные анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека), которые дают ему ряд преимуществ перед человеком, у которого определенная способность отсутствует. Это преимущество:

  • легко осваивать выбранную профессию и выполнять ее быстрее остальных;
  • не тратить много сил на работу и способность выполнять ее по-своему (новым способом);
  • иметь высокую мотивацию и огромное удовлетворение от процесса деятельности.

Причинами, вызвавшими желание изменить карьеру, опрошенные считают: изменение карьерных предпочтений (36%), недостаток усилий для освоения профессии (27%) и сложность с поиском работы без наличия уже имеющегося опыта (17%).

Основными причинами неудовлетворенности имеющейся специальностью или желанием сменить работу является несовпадение детских представлений (профессиональных предпочтений) о профессии с реальным профилем должности. Молодой человек, выбирая профессию, прежде всего ориентируется на свои предпочтения — выбор, сделанный на основе субъективной оценки ее привлекательности, ценности, собственных позитивных представлений о данной профессии и т.д. К тому же на его выбор могут оказывать сильное влияние другие факторы:

  • мнение родителей (друзей, близкого окружения, учителей и т.д.);
  • социально-экономические факторы («сейчас мы живем бедно, а я буду жить в достатке»);
  • не учитываются тенденции рынка труда (на сколько выбранная профессия будет востребована, например, через 5 лет);
  • возникновение новых профессий, которых раньше не было, и которые востребованные на рынке труда (например, SMM-менеджер, тестировщик ПО, специалист компьютерной коррекции зрения и т.д.).

К тому же не во всех учебных учреждениях хорошо проводится психологическая профориентационная работа. Что приводит к выбору профессии, которая не всегда соответствует способностям и умениям подростка.

Как показывает HeadHunter, люди имеют разные профессиональные предпочтения в 25 и 27 лет. Наибольшее количество респондентов до 25 лет мечтали стать дизайнерами (6,2%), врачами (5,7%) и актерами (5,5%). После 25 – врачами (7,3%), преподавателями (6,8%) и космонавтами (4,4%).

Стоит учесть так же, что выбор профессии в подростковом возрасте не всегда может быть верным и объективным. Это тесно связано с развитием у человека лобных долей головного мозга. Только в 27 лет после формирования лобных долей, у человека окончательно формируются такие качества, как самостоятельность и инициативность. После этого человек способен к критической самооценке и осознанному выбору. 

Среди тех, кто не воплотил мечту детства, сейчас стали: инженерами и продавцами (по 6,9%), программистами (6,3%). Столько же (6,3%) стали работать в других сферах: визажистами, авиатехник, оператор, продюсер и т.д.

А те, кто еще не сменил профессию, но у них появилась бы такая возможность, то респонденты до 25 лет стали бы: бизнесменами (7,2%), программистами (6,6%) и актерами (5,6%). После 25 – программистами (5,8%), бизнесменами и путешественниками (по 5,3%) и врачами (4,4%).

Как мы видим из исследования, существует большая разница между набором профессий, которые люди выбирают в детском возрасте, и теми, которые выбирают уже имея определенный практический опыт. Во многом сказывается отсутствие хорошей профориентации. Во времена Советского Союза у каждого школьника во время учебы в школе была возможность посещать разные кружки и попробовать себя в различных видах деятельности: танцы, выпиливание лобзиком, спортивные секции, химический кружок и т.д. Сейчас при отсутствии такой возможности (дополнительные курсы стали платными, поэтому выбор делают родители) этап профориентации для подростков начинается, по сути, после окончания вуза.

Как показывают результаты исследования, чтобы достичь профессионального успеха не стоит поспешно выбирать самые на данный момент модные специальности. Изучив свой уникальный набор способностей, вы можете реализовать свой врожденный талант. Тем самым добиться гармонии, профессионального совершенства и признания.