Традиция подводить итоги в конце года, квартала или месяца и строить планы на будущее уже стала хорошей привычкой для многих. 

При этом бывают моменты, когда не получается воплотить задуманные планы, что-то идет не так, “пространство вносит свои коррективы”, необходимо остановиться, сделать паузу, переосмыслить, что-то изменить, чтобы продвинуться дальше. Вроде бы и стратегия есть и цели проSMARTованы, а ты не можешь двигаться и ощущение, что застрял, топчешься на месте, пробуксовываешь и как результат злишься на себя, на окружающих, на своего босса, на работу, на подчиненных…

-Знакомо? — Мне так точно. И логичный вопрос, что я делаю в таких ситуациях?

Первое это делаю паузу. Вдыхаю-выдыхаю, пью кофе, смотрю минут пять в окно ни о чем не думая, могу выйти на небольшой шоппинг, слушаю минут десять релаксирующую музыку, рисую, одним словом, стараюсь отвлечься максимум до 20 минут. Потом начинаю стимулировать свое творческое мышление. А для того, чтобы запустить своё творческое мышление в нужном направлении и нагенерить идеи на будущее, найти выход из тупиковой ситуации или заново проанализировать свои стандартные процессы и системы, чтобы посмотреть, нельзя ли найти пути для их совершенствования, в коучинге есть хорошая модель SCAMPER.

Вообще, слово Scamper в переводе с английского означает “пробежка”, “быстрый бег” или “беглый просмотр”. И по сути эта техника предлагает заняться “пробежкой” по проблеме или ситуации при помощи вопросов, которые помогают модифицировать уже существующее.

Автор этой модели Роберт Эберле, который разработал ее в 1970-х гг. основываясь на работах Алекса Осборна, автора идеи, как считается, мозгового штурма. 83 вопроса, составленные А. Осборном для активизации творческого мышления, Эберле упростил до акронима SCAMPER :

  • S — Substitute? Заменить?
    Можно искать замену всему, любой части проблемы или ситуации. Например, что можно заменить? Что можно использовать вместо этого? Какие другие составляющие могут быть? Какой другой подход можно использовать?
  • C — Combine? Комбинировать?
    На самом деле новые идеи часто лежат на стыке двух старых, а креативные идеи – на комбинировании уже существующих, не связанных между собой идей. Например, что можно объединить? Что можно дополнительно использовать? Какие идеи могут быть объединены?
  • A — Adapt? Адаптировать?
    Возможно, решение проблемы уже существует, просто они из другой области вашего опыта. Например, на что это похоже? Есть ли что-либо подобное этому только в другом контексте? Были ли в прошлом похожие случаи? Что я могу скопировать?
  • M — Modify? Magnify? Модифицировать? Изменить? Увеличить?
    Новый взгляд на наиболее важные составляющие вашей концепции. Например, что можно изменить? Что можно увеличить/усилить? Что можно уменьшить/ослабить? На чем можно сделать акцент?
  • P — Put to another use? Найти другое применение?
    Зачастую одна идея может быть применима для решения гораздо большего количества проблем, чем казалось ранее. Например, для чего это еще может быть использовано? Кто еще мог бы это использовать? Как эту идею использовал бы ребенок или старик?
  • E — Eliminate? Устранить или уменьшить?
    Речь идет о том, что можно убрать, сократить, минимизировать, чтобы сузить спектр и оставить основное. Например, как можно упростить свою идею/ вопрос? Что является необязательным? Можно ли разделить вопрос/идею на несколько частей?
  •  R — Reverse? Rearrange? Перегруппировать? Перестроить?
    Данный вопрос позволяет подумать над тем, что будет, если все будет происходить в обратном порядке. Например, что произойдет, если рассмотреть вопрос/идею в обратном порядке? Как скажется на проблеме/идее, если я буду действовать наоборот, а не так как планировал изначально? Что если компоненты поменять местами? Какие роли можно поменять?

При применении этого подхода вовсе не обязательно пробовать все возможные варианты из тех, которые перечислены. SCAMPER всего лишь выступает в качестве списка возможных действий. Если элемент SCAMPER не согласуется с рассматриваемой вами идеей, посмотрите, как вы его можете адаптировать так, чтобы можно было задать вопросы, которые в свою очередь приведут к генерированию новых идей.

Если у вас есть неразрешимые ситуации или вы чувствуете, что нет движения и вы топчитесь на месте и хотите найти выход,  если вы хотите “разбудить” своё творческое мышление и наметить свои личные тренды на будущее, могу с вами проработать подобные запросы в индивидуальных коучинг-сессиях.