Out-of-the-box thinking или другими словами “нестандартное”, “творческое”, “нешаблонное”, “креативное” мышление, один из ТОП-10 навыков, которые необходимы как сейчас, так и в будущем по прогнозам разных исследований. В принципе, я себя всегда считала и считаю человеком с достаточно хорошо развитым Out-of-the-box thinking, т.к. всегда стараюсь посмотреть на задачу под разными углами, иногда даже с какой-то совершенно иной стороны.
“Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно”. (Эдвард де Боно)
При этом, зачастую сталкиваюсь с ситуацией, когда, несмотря на всю свою гибкость и креативность, я, получив задачу, выполняю ее привычным способом в своих “рамках”, которые, как правило, сама себе поставила. Хотя, если бы остановилась и подумала минут 5-10 “за рамками”, то, возможно нашла бы более эффективное решение. Знакомо? Тогда, если хотите немного прокачать свое out-of-the-box thinking методика “Шесть Шляп Мышления” от Эдварда де Боно в помощь.
Немного исторической справки. В 60-х гг прошлого века английский ученый, психолог и писатель Эдвард де Боно предложил методику нестандартных решений – “Шесть шляп мышления”, где шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек как бы включает этот режим. Такой подход очень полезен для составления целостного мнения о проблеме или ситуации, потому что часто мы начинаем думать о ней в рациональном ключе, а это не всегда способствует пониманию и составлению полной картины.Итак, что же это за шляпы и как они влияют на наши мышление?…
- Белая шляпа — это объективные факты и цифры. Примеряя этот головной убор, основной фокус на имеющихся в распоряжении данных. Необходимо понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
- Красная шляпа дает эмоциональное видение. Надевая её, включается интуиция и чувства. Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств.
- Черная шляпа фокусируется на негативных аспектах – почему что-либо невозможно осуществить. Примеряя черную шляпу, становишься пессимистом, при этом с долей здорового критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций.
- Желтая шляпа связана с оптимизмом, надеждой и позитивным мышлением. Она подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему или ситуацию. Она помогает выделить сильные стороны и преимущества каждого решения.
- Зеленая шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами и инструментами, которые стимулируют и активизируют творческое мышление.
- Синяя шляпа отвечает за организацию и контроль мыслительного процесса, а также за использование других шляп. Фокусирование — одна из ключевых ролей синей шляпы поэтому мышление в синей шляпе должно использоваться для того, чтобы определять цель сосредоточения. Время, уделенное размышлениям о мышлении, не потрачено зря, а качественно поставленный вопрос – самый простой способ фокусирования мышления.
О себе скажу, что чаще примеряю желтую и зеленую шляпы, когда хочу найти решение в той или иной ситуации. При этом и остальные цвета мне не чужды, так как в потоке творчества и оптимизма позволяють “не сторить воздушных замков”, а реально оценивать происходящее и выбирать наиболее оптимальное решение.
А какую шляпу чаще всего надеваете Вы? Делитесь своими инсайтами и приглашаю активизировать вашу палитру шляп в индивидуальных коуч-сессиях.
